«Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны»…
Леонардо да Винчи
Ценность
предлагаемой схемы будет состоять в
степени удобства для восприятия и
понимания пути познания духа и характера
индивида.
Автор
будет рад, если появятся более адекватные
реалиям связи понятий или будут
внесены убедительные уточнения в
предложенные определения.
Общая часть
(компоненты
становления индивида)
Резонанс – избирательный отклик
Действие – функция, вызывающая отклик
Восприятие – принятие действия
Сила – интенсивность
действия
Деятельность – последовательность
действий
Взаимодействие – сочетание действий и
противодействий
Преобразование – взаимодействие,
изменяющее форму
Превращение - взаимодействие,
изменяющее содержание
Способность – наличность способа
Возможность – реализуемая способность
Потенция – (лат.
возможность) наличие скрытой силы
Энергия - деятельная возможность совокупных сил
Потенциал – источник возможности, как
потенциальная энергия
Осциллятор
– механизм, несущий в себе запасенный
колебательный потенциал
Валентность – ( лат. сила) способность
образовывать связь
Трансверсия – превращение одного в
другого сопряженных осцилляторов
Работа – превращение
сил, как кинетическая
энергия
Работоспособность
– способность совершать работу
Мощность – активность
превращения
Гармонизация – соразмерное связывание
частей
Упорядочивание – расположение в
соответствии с общим законом
Потенциал
индивидообразующий – потенциал,
обеспечивающий мощность и устойчивую
ориентацию индивида
Необходимость
– преемственность, зависящая от условий
Индивид – ориентированное существо,
отличающееся уникальными возможностями
своего гироинерционного потенциала
Индивидуация - становление индивида
Индивидуализация - проявление индивида
через свойства
Индивидуальность
– уникальность конкретного
индивида, обогащенная особыми признаками
Динамика
индивида
Приобщение
– присоединение
к общему
Освоение
– приобщение
к себе
Обретение
– завершенное освоение
Память – вместилище освоенного
Знание (индивидуальное)
– содержание памяти индивида
Сравнение
– выявление равных
Сопоставление
- сравнение знаний
Ощущение
–
чувственное восприятие
Потребление
– усвоение необходимых средств в процессе
обмена
Потребность
– необходимость для существования
Живое
существо – существо,
наделенное функцией ощущений
Организм
– живой механизм
Жизнедеятельность
(кратко
- жизнь) – деятельность живого
существа по обеспечению самоутверждения
Организация
- животворное
упорядочивание
Индивидуум
– живой индивид
Особь
– отдельный в сообществе индивидуум
Сознание
индивидуума
Воспринимающее знание
– сущность вещей как предмет знания
Чувственное знание – неопределенное
единство ощущений
Желание
– ощущение потребности
Вожделение
– ощущение сильной потребности
приобщить
Влечение
– стремление к приобщению
Бессознательность – глубинная
самостоятельная продуктивная деятельность
«Оно» – руководящая глубинная
подструктура бессознательной
индивидуальной деятельности
Архетип
– эмоциональный интимный
комплекс изначальных, древних форм осевших в подсознательном
аппарате
«Самость»
– подсознательная сфера уравновешенного
взаимодействия сознательных и
бессознательных индивидуальных функций
Эмоция
(лат. волнение)
– проявление самостью волнений
(страха, страдания, гнева, радости и т.п.)
Чувство
индивидуума – характерная для индивидуума
периодическая эмоция
Аффект
– сильная кратковременная эмоция
Настроение
–
эмоциональное состояние
Самочувствие
– ощущение внутреннего состояния
Опыт
– память, преломленная через чувство
Сознание – ощущение
в себе знаний, как самочувствие
памяти
(Чистое сознание есть абстрактное «Я»)
Мышление
есть высшая форма явлений в сознании,
это психология,
Мышление есть в логике, это стихия разума,
Мышление есть в науке, это познавательная деятельность
(По Г. Гегелю)
Мышление
в сознании:
Самосознание – знание
о самом себе
Разум
– средство для координации деятельности
«Я»
– мое существо как
дух в первом приближении
Человек – разумное животное, отличающееся
общественной формой потребления
Лицо
– характерный
облик
Личность – индивидуальность
человека, наделенная
общественными атрибутами
Персона
–
групповая (общественная) роль или маска
личности
Осознание –
мышление в стадии зарождения
Знак
– средство, порождающее осознание образа
Приспособление
– использование средств и способов,
необходимых для существования
Удовлетворение
– осознание возданной потребности
Созерцание – преломленное через разум
ощущение, погруженное в пространство и
время. Оно есть зарождение
и мышления и познания
Усвоение
– принятие к собственному ведению
Представление – усвоенная
неопределенность созерцания
Внимание – ощущение в его
избирательной ориентации
Недоумение – мотив к ознакомлению
Припоминание – внимание к представлению
памяти
Рассудок – механизм переработки
припоминаемых представлений в категории (роды,
виды, законы, силы и т.д.)
Рассуждение –
систематизация представлений
Суждение
– различение связей рассудком
Ознакомление – начало образования
Образование – формирование образа
Образ
– представление, перенесенное
из созерцания в память
Воображение – содержательное
припоминание образа
Абстрагирование
– отвлеченное суждение
Обобщение
– абстрактное единение
Ассоциация (лат.
соединение) – обобщение в сопоставлении
Мышление абстрактное – осознание
в начальной стадии
Осмысливание
– концентрированное
мышление
Мысль – предмет
мышления
Обдумывание
– осмысливание сути
Дума
– организация обдуманных
решений
Объяснение
– обобщающее суждение
Ум
– механизм мышления
Разумение
- мышление в продуктивной стадии
Значение – разумение степени
важности знака
Узнавание
– нахождение значимого
Закон – правило перераспределений,
открываемое мышлением
Познание – систематизация опыта через мышление
как
становление определенного знания
Понимание
- объяснение рассудком, как
мышление, достигшее своей цели
Познание понимающее
– познание определений предмета
Предвидение – предопределенное
представление
Предположение
– допущение определенности положения
Уверование
– утверждение о предположении
Целеположение
– проявление предвиденной необходимости
Совершение – достижение
в высшей степени
Идеализация
– организация представлений в совершенные
образы
Интеллект
(от
лат. понимание) -
понимание как способность к обобщению и
предвидению
Интеллигенция – понимающая плоть,
осваивающая в форме знаков все
обнаруженное в созерцании через
представление и мышление
Понятие – представление, определенное
познанием
Запоминание – закрепление
в памяти
Конкретное мышление
– познание в понятиях
Умозаключение
– определенное суждение, как
итог мышления
Убеждение – определенное
уверование
Решение
– окончательное умозаключение о
необходимости
Далее должен
следовать второй диалектический цикл – общественное знание природы,
которое есть наука и завершением которого
будет математическое, а затем техническое
моделирование сознания и мышления.
Сознанием
одарено все живое, мышлением и психикой -
только животные существа.*
Воля – руководство поступать
согласно сделанному выбору
Требование
– потребное действие воли, как результат
решения
Свобода – волевой выбор, не
противоречащий необходимости
(Путь от необходимости к свободе идет
через интеллект и волю)
Душа (лат.
психика) – вместилище взаимно
ассимилированных чувств, воли и опыта
Души
состояние – значимый в настоящем отклик
души
Душевная
жизнь – деятельность индивидуальной души
Душевная
болезнь – нарушенное состояние души
Душевное
отношение – понимающее душу участие
Душевные
разговоры – откровенные излияния душ в
общении
Радушность
– радость единства душ
Поведение
–
деятельный отклик
Характер
(от
др.греч. особенность) –
поведенческий стереотип
Нрав
– обнаженная поведенческая черта
Нравственность
– уважительность к нравам как
личностное свойство
Дух –
идеализированный нравственный
представитель как отрешенный от тела
феномен
Дух
святой – дух, совершенный в памяти
Дух
народа – дух, совершенный в народе
Дух
воинский – дух, совершенный в воинстве
События в процессе формирования высших форм индивидуальности, как узловые начальные пункты отдельных функций, могут быть обнаружены в циклах жизнедеятельности индивидуума.
Рис. 4. Схема типового цикла осмысленной реакции индивидуума на
окружающую среду в модели сенсорно – мышечного осциллятора
жизнедеятельности
* К вопросу о роли языка в сознании:
1. Глухонемые люди не знают языка, а знают только знаки и, между тем, не лишены сознания
2. Человек, владеющий языком, может быть по индивидуальным характеристикам ниже любого животного существа.
Овген